Антон Авдеев: «Погребальная культура - это то, что отличает нас от животных»

Антон Авдеев: «Погребальная культура - это то, что отличает нас от животных»
30.05.2017
– Антон Викторович, расскажите, пожалуйста, о своём участии в выставке ритуальной культуры «Белый тополь – 2017».
 
– Лично меня пригласили сюда прочитать пару лекций на тему трансформации похоронной сферы из бизнеса в социально значимое действие. То есть возможность повернуть её обратно к тому, с чего она начиналась.
 
– На сегодняшний день такой поворот возможен?
 
– Да, я думаю, что это возможно, но потребует очень сильного изменения общественного сознания. Потому что бизнес – это деятельность, приносящая прибыль, а если ты прибыль не приносишь, что тебе делать? Жить как дальше? У тебя картина мира разрушается. А она разрушается именно потому, что средств у населения не хватает на поддержку всей этой структуры.
 
– Как бы вы оценили нынешнюю ситуацию на рынке ритуальных услуг?
 
– Ситуация в том, что люди стараются, но им очень сильно не хватает того, что нужно в любой экономике – оборотных средств. Население беднеет, и все проблемы, которые мы видим, они связаны исключительно с тем, что мы построили всю эту красоту, а её не на что содержать. И здесь вопрос нужно ставить к власти. Чтобы нам никто не говорил «Денег нет, но вы держитесь».
 
– Какую роль в обществе играет ритуальная сфера?
 
– Я могу сказать, что всегда эта сфера обеспечивала социальную устойчивость в обществе. Это отличает нас от животных. Мы ведь способны жить в больших социальных группах только потому, что занимаемся, как это ни странно, погребением и сохранением памяти о наших соплеменниках. Ни один биологический вид этого больше не делает. Благодаря погребальной культуре мы способны соединяться в большие социальные группы какой-то мистической идеей, благодаря этому формируется образ будущего – того, чего у нас в стране не хватает.
 
– Существует мнение, что в нашем обществе нет культуры смерти. Что вы думаете о такой позиции?
 
– Да, это действительно так. Мы с вами выросли в индустриальном обществе, а индустриальная культура категорически отвергает ритуалы. Она считает их бессмысленными, потому что они не приносят практической пользы. В идеологии потребления ты родился – ты потребитель, ты умер – ты не потребитель. Поэтому всё, что после – оно вообще не оценивается. Поэтому да, исследователи говорят, что нет у нас культуры смерти.
 
Мы очень долгие годы развивались в модели индустриального общества. Дальше, выше, быстрее, сильнее, расправим крылья, полетит наш самолёт – мы же вот как жили. Теперь наступает время, когда вперёд уже лететь некуда, и пришло время просто всем остановиться. Это сложно, потому что это изменение уклада, мировоззренческой доктрины.
 
А культура смерти – это то, что заставляет человека остановиться, отвлечься от суеты. Подумать: а он вообще зачем здесь, на этой Земле? А что останется после него? И этот вопрос сейчас начинает выходить на первый план. До сих пор мы не артикулировали этого, нам это было не нужно.
 
– В чём ценность ритуальных мероприятий, ритуальной культуры?
 
– Ритуал, любой ритуал – это символическое действие, конечной целью которого является укрепление социальных связей. Но он не приносит чего-то практического. Кстати, ритуалы в индустриальном обществе трансформируются в этические нормы.
 
– Западные социологи и философы ещё с 1960-х годов отмечают, что индустриальный мир начал ломаться.
 
– Он ломается, да. В постиндустриальном обществе, о котором сегодня пишут футурологи, будет немножко по-другому. Этические нормы снова станут ритуалами. У нашего социума будет с одной стороны опора на прошлое, а с другой стороны – образ светлого будущего, к которому мы движемся не через научно-технический прогресс,  а через социальный. Выиграет тот, кто сумеет выстроить социальный прогресс лучше, чем технологический. Налаживание, языка коммуникации, который объединит наше общество – это и есть сейчас самое главное.
 
– Как в российской культуре может сложиться такой прогресс?
 
– Мы сейчас ищем судорожно в нашей стране, где у нас может быть будущее. Но его нельзя построить без опоры на прошлое. Очень много головастых людей в стране ищут, от чего бы оттолкнуться, где найти ту точку в прошлом, от которой вот этот вектор можно построить. Ищут то Ивана Грозного, то Петра Первого, кто-то Сталина ищет. Но это очень субъективные вещи, одни люди к ним относятся положительно, другие – отрицательно. А нам нужна нейтральная точка.
 
Так вот, могу сказать, что культура погребения касается каждого человека, независимо ни от религиозной принадлежности, ни от социального достатка, политических взглядов. Эта точка может стать началом нового вектора развития общества, также, как это было всегда во время слома предыдущих мировоззренческих доктрин.



Автор Татьяна Булай. www.top54.city



"Позитиф": футболка сыны анархии в москве на www.rocknshop.ru . изготовление подоконников из камня