Закон города Москвы «О занятости населения в городе Москве» 01.10.2008

Закон города Москвы «О занятости населения в городе Москве» 01.10.2008

Закон города Москвы «О занятости населения в городе Москве»

  Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организа-ционные меры реализации государственной политики в области содействия занятости населения в городе Москве, дополнительные гарантии по обеспе-чению конституционных прав жителей города Москвы на труд и социальную защиту от безработицы, а также дополнительные меры по социальной под-держке безработных граждан в целях создания эффективной городской сис-темы содействия занятости населения, профилактики безработицы, повыше-ния социальной защищенности жителей города Москвы и последовательного приближения к полной занятости населения.

 
  Глава 1. Общие положения

  

  Статья 1. Законодательство города Москвы о занятости населения

  

  Законодательство города Москвы о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных норма-тивных правовых актах Российской Федерации, Уставе города Москвы и со-стоит из настоящего Закона, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы.

  

  Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

  

  1. Действие настоящего Закона распространяется на жителей города Москвы, достигших возраста, с которого в соответствии с трудовым законо-дательством допускается заключение трудового договора, независимо от по-ла, национальности, социального положения, отношения к религии, полити-ческих убеждений, а также на работодателей, вступающих в трудовые отно-шения с работниками на территории города Москвы.

  2. Гражданам, проживающим в других субъектах Российской Федера-ции, иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляются

  услуги по содействию занятости в соответствии с федеральным законода-тельством и законодательством города Москвы.

  

  Статья 3. Основные принципы реализации государственной поли-тики в области содействия занятости населения в городе Москве

  

  Реализация государственной политики в области содействия занятости населения в городе Москве основывается на принципах:

  1) законности, адресности, открытости и профессиональной компе-тентности;

  2) обеспечения условий для достойного труда;

  3) недопущения дискриминации в получении государственных услуг в сфере занятости населения и доступности указанных услуг при трудоустрой-стве;

  4) защиты интересов рынка труда;

  5) ответственности органов исполнительной власти города Москвы, го-сударственных организаций и должностных лиц за ненадлежащее обеспече-ние прав граждан в сфере занятости населения;

  6) профилактики и преодоления негативных последствий безработицы;

  7) взаимодействия сторон социального партнерства;

  8) обеспечения повышения трудовой активности и конкурентоспособ-ности жителей Москвы на рынке труда.

  

  Статья 4. Городская государственная система содействия заня-тости населения

  

  Городскую государственную систему содействия занятости населения образуют:

  1) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения (далее - уполномоченный орган в области содействия занятости населения);

  2) иные органы исполнительной власти города Москвы, содействую-щие занятости отдельных категорий граждан (далее - иные уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы);

  3) государственные учреждения города Москвы, оказывающие ком-плексные услуги в области содействия занятости населения (далее - государ-ственные учреждения службы занятости населения);

  4) государственные учреждения города Москвы, оказывающие специа-лизированные услуги или услуги отдельным категориям граждан в области содействия занятости населения, услуги по профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышению квалификации населения (далее - специализированные государственные учреждения).

  

  Статья 5. Негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по содейст-вию занятости населения

  

  Негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие в городе Москве в установленном порядке услуги по трудоуст-ройству граждан, подбору персонала (в том числе заполнению вакантных должностей, заявленных работодателем, за счет собственных работников), содействуют занятости населения в городе Москве путем предоставления ра-бочих мест, соответствующих требованиям федерального законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего За-кона и иных нормативных правовых актов города Москвы.

  

  Статья 6. Координационный комитет содействия занятости насе-ления города Москвы

  

  1. В целях осуществления координации деятельности сторон социаль-ного партнерства для обеспечения рационального использования трудовых ресурсов и эффективной занятости населения, предоставления гарантий и компенсаций при безработице, выработки согласованных решений Прави-тельства Москвы, городских объединений профсоюзов, городских объедине-ний работодателей и общественных организаций, представляющих интересы граждан, по основным направлениям политики занятости населения форми-руется Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы (далее - Комитет).

  2. Комитет осуществляет свою деятельность на принципах доброволь-ности, равноправия и ответственности сторон. Все решения и предложения Комитета носят рекомендательный характер и направляются в органы испол-нительной власти города Москвы, заинтересованные организации.

  3. Комитет имеет право:

  1) рассматривать проекты городских программ по содействию занято-сти населения;

  2) участвовать в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по проблемам занятости населения;

  3) вносить в органы исполнительной власти города Москвы предложе-ния по совершенствованию государственной политики содействия занятости населения и повышению социальной защищенности граждан;

  4) вносить предложения по направлениям расходования финансовых средств, предназначенных для реализации мероприятий содействия занято-сти населения и материальной поддержки безработных граждан;

  5) координировать деятельность в области содействия занятости насе-ления;

  6) рассматривать иные вопросы содействия занятости населения.

  4. Организация и порядок работы Комитета определяются в его поло-жении, утверждаемом представленными в Комитете сторонами.

  

  Статья 7. Участие профессиональных союзов в обеспечении заня-тости населения

  

  Профессиональные союзы участвуют в разработке и реализации госу-дарственной политики в области содействия занятости населения в городе Москве путем:

  1) содействия предоставлению социальных гарантий, льгот и компен-саций работникам при трудоустройстве и увольнении в соответствии с феде-ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Мо-сквы;

  2) проведения взаимных консультаций с органами исполнительной власти города Москвы и работодателями в целях разработки мероприятий по профилактике безработицы и повышению конкурентоспособности граждан на рынке труда;

  3) заключения соглашений с органами исполнительной власти города Москвы и работодателями, предусматривающих мероприятия, направленные на обеспечение занятости населения;

  4) внесения работодателям предложений о включении в коллективные договоры и соглашения конкретных мер по обеспечению занятости населе-ния и предупреждению массовых увольнений;

  5) внесения в органы исполнительной власти города Москвы предло-жений по определению эффективных направлений финансирования в облас-ти обеспечения занятости населения и развития профессионального образо-вания;

  6) создания негосударственных, в том числе общественных, организа-ций по содействию занятости населения;

  7) осуществления иных мероприятий, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

  

  Статья 8. Участие работодателей в организации занятости насе-ления

  

  1. Работодатели содействуют проведению и реализации государствен-ной политики в области содействия занятости населения города Москвы пу-тем:

  1) предоставления социальных гарантий работникам при трудоустрой-стве и увольнении, профессиональном обучении, а также льгот и компенса-ций в соответствии с федеральными законами и иными нормативными пра-вовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

  2) недопущения массовых увольнений работников, принятия превен-тивных мер по обеспечению их занятости;

  3) создания новых рабочих мест;

  4) предоставления информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполни-тельной власти города Москвы в порядке, установленном федеральными за-конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

  2. Объединения работодателей содействуют проведению и реализации государственной политики содействия занятости населения в городе Москве путем:

  1) проведения консультаций с органами исполнительной власти города Москвы, профессиональными союзами по вопросам занятости населения;

  2) заключения соглашений с органами исполнительной власти города Москвы, профессиональными союзами и иными представительными органа-ми работников, предусматривающих мероприятия в области занятости насе-ления;

  3) внесения в профессиональные союзы и иные представительные ор-ганы работников предложений о включении в коллективные договоры и со-глашения конкретных мер по обеспечению занятости населения;

  4) внесения в органы исполнительной власти предложений по опреде-лению эффективных направлений финансирования в области обеспечения занятости населения и развития профессионального образования;

  5) осуществления иных мероприятий, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

  

  Глава 2. Основные направления реализации государственной

  политики содействия занятости населения

  

  Статья 9. Городские целевые программы по содействию занятости населения

  

  1. В целях создания условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения принимаются и реализуются городские целевые про-граммы по содействию занятости населения.

  2. Городские целевые программы по содействию занятости населения предусматривают меры по:

  1) рациональному размещению и использованию трудовых ресурсов;

  2) проведению анализа спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

  3) определению текущей и перспективной потребности в работниках по видам экономической деятельности, профессиям и должностям;

  4) совершенствованию форм и методов работы по профилактике безра-ботицы;

  5) содействию трудоустройству населения и подбору персонала для ор-ганизаций города;

  6) информационному обеспечению рынка труда;

  7) разработке и реализации эффективных механизмов профилирования безработных граждан;

  8) обеспечению и совершенствованию услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке и социальной адаптации граждан;

  9) совершенствованию системы профессиональной подготовки, пере-подготовки и повышения квалификации безработных граждан, незанятого населения и работников организаций, увольняемых в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников организаций;

  10) социальной поддержке безработных граждан и граждан, испыты-вающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из уч-реждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпен-сионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право вы-хода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); одинокие и многодетные родители, воспиты-вающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и ката-строф; беженцы и вынужденные переселенцы; несовершеннолетние гражда-не в возрасте от 14 до 18 лет; беременные женщины и женщины, воспиты-вающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; граждане, имеющие на попечении лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа исполнительной власти необходим постоянный уход; супруги, в случае если они оба признаны безработными; граждане в возрасте от 18 до 24 лет из чис-ла выпускников образовательных учреждений начального и среднего про-фессионального образования, ищущие работу впервые; граждане в возрасте от 21 года до 26 лет из числа выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, ищущие работу впервые; бездом-ные граждане, утратившие право пользования жилой площадью в городе Мо-скве и не имеющие регистрации по месту жительства);

  11) реализации специальных мероприятий, способствующих трудоуст-ройству безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

  12) развитию форм и методов регулирования трудовой миграции;

  13) координации деятельности сторон социального партнерства и орга-нов исполнительной власти города Москвы по обеспечению занятости насе-ления;

  14) поощрению работодателей, сохраняющих действующие и создаю-щих новые рабочие места, включая временные;

  15) организации проведения оплачиваемых общественных работ;

  16) иным направлениям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

  

  Статья 10. Социальная экспертиза проектов городских целевых программ в целях выявления их влияния на создание и сохранение рабочих мест в городе Москве

  

  1. В целях выявления и оценки возможных результатов влияния реали-зации проектов городских целевых программ на состояние рынка труда в го-роде Москве проводится их социальная экспертиза.

  2. Социальной экспертизе подлежат проекты городских целевых про-грамм, реализация которых влияет на занятость населения в городе Москве, по следующим позициям:

  1) мероприятия по созданию или сохранению (модернизации) рабочих мест, в том числе квотируемых, с уровнем заработной платы не ниже прожи-точного минимума;

  2) мероприятия, в том числе образовательные, по повышению качества рабочей силы в соответствии с требованиями рынка труда;

  3) прогнозируемые итоги реализации мероприятий программы по обеспечению занятости населения по соответствующему виду экономиче-ской деятельности;

  4) прогнозируемая численность высвобождаемых работников в резуль-тате реализации мероприятий программы.

  3. Порядок проведения социальной экспертизы определяется Прави-тельством Москвы.

  

  Статья 11. Московский информационный банк данных получате-лей государственных услуг в сфере занятости населения

  

  1. В целях информационного обеспечения городской системы содейст-вия занятости населения формируется московский информационный банк данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения (далее - московский информационный банк занятости населения).

  2. Сведения, содержащиеся в московском информационном банке заня-тости населения, являются открытыми и доступными для граждан и работо-дателей.

  3. Московский информационный банк занятости населения состоит из:

  1) регистра физических лиц - получателей государственных услуг в сфере занятости населения (далее - государственные услуги);

  2) регистра работодателей - получателей государственных услуг;

  3) базы данных вакансий;

  4) специализированных регистров получателей государственных услуг.

  4. Регистр физических лиц включает в себя следующие данные:

  1) регистрационный номер учетной записи;

  2) фамилию, имя, отчество;

  3) информацию о профессиональных навыках и образовании;

  4) иную информацию, необходимую для эффективного предоставления государственной услуги.

  5. Регистр работодателей включает в себя следующие данные:

  1) регистрационный номер учетной записи;

  2) полное наименование работодателя;

  3) юридический и фактический адреса, номера телефона и факса, адрес электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика, присво-енные работодателю значения в соответствии с Общероссийским классифи-катором видов экономической деятельности работодателя;

  4) информацию о численности работников;

  5) общее количество имеющихся рабочих мест с указанием перечня необ-ходимых профессий;

  6) иную информацию, необходимую для эффективного предоставления государственной услуги.

  6. База данных вакансий включает в себя сведения о наличии сво-бодных рабочих мест и вакантных должностей.

  7. Специализированные регистры получателей государственных услуг формируются по:

  1) отдельным категориям граждан;

  2) профессиональному признаку;

  3) социально-демографическим характеристикам;

  4) иным характеристикам, установленным уполномоченным органом в области содействия занятости населения.

  8. Специализированные государственные учреждения самостоятельно формируют специализированные банки получателей государственных услуг в соответствии со спецификой собственной работы и обмениваются инфор-мацией с уполномоченным органом в области содействия занятости населе-ния, иными уполномоченными органами исполнительной власти города Мо-сквы, государственными учреждениями службы занятости населения на без-возмездной основе.

  9. Формирование московского информационного банка занятости насе-ления в части сведений о физических лицах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

  10. Порядок формирования московского информационного банка заня-тости населения и специализированных банков получателей государствен-ных услуг, обмена сведениями между ними устанавливается Правительством Москвы.

  

  Статья 12. Информационное обеспечение рынка труда в городе Москве

  

  1. Информация о положении на рынке труда в городе Москве является общедоступной и содержит сведения о регулировании социально-трудовых отношений, спросе и предложении на рабочую силу по видам экономической деятельности, перераспределении рабочей силы, миграционных процессах, привлечении и использовании иностранной рабочей силы.

  2. Информация о положении на рынке труда в городе Москве основы-вается на аналитических, статистических, социально-экономических, социо-логических и иных материалах, формируемых органами и учреждениями, участвующими в предоставлении государственных услуг по информирова-нию граждан и работодателей.

  3. Основными способами информирования о положении на рынке тру-да в городе Москве являются:

  1) предоставление информации по запросу граждан или работодателей;

  2) проведение ярмарок вакансий;

  3) издание информационных материалов, публикация соответствую-щих сведений в средствах массовой информации;

  4) иные доступные способы распространения информации.

  4. Информация о положении на рынке труда в городе Москве предос-тавляется уполномоченным органом в области содействия занятости населе-ния и государственными учреждениями службы занятости населения бес-платно.

  

  Статья 13. Дополнительная социальная и материальная поддерж-ка безработных граждан и иных категорий граждан

  

  1. Безработным гражданам, а также гражданам, проходящим профес-сиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по на-правлению государственных учреждений службы занятости населения, ока-зывается дополнительная социальная и материальная поддержка в виде:

  1) компенсации расходов за пользование услугами городского общест-венного транспорта в период поиска работы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (за исключением лиц, имеющих право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транс-порта);

  2) материальной помощи в период временной нетрудоспособности без-работного, утратившего право на пособие по безработице;

  3) единовременной материальной помощи в период безработицы, про-фессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае его смерти;

  4) доплаты к пособию по безработице и стипендии в период профес-сиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

  2. Дополнительная социальная и материальная поддержка оказывается:

  1) безработным гражданам в период участия в оплачиваемых общест-венных работах либо временного трудоустройства;

  2) обучающимся образовательных учреждений, реализующих общеоб-разовательные программы;

  3) обучающимся и студентам образовательных учреждений начально-го, среднего и высшего профессионального образования в период временного трудоустройства.

  3. Размеры и порядок предоставления дополнительной социальной и материальной поддержки, предусмотренной настоящей статьей, устанавли-ваются Правительством Москвы.

  

  Статья 14. Профессиональная ориентация и психологическая под-держка населения

  

  1. Под профессиональной ориентацией понимается проведение ком-плекса специальных мер в профессиональном самоопределении и выборе оп-тимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индиви-дуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профес-сий (специальностей) на рынке труда города Москвы.

  2. Гражданам предоставляется бесплатное получение услуг по профес-сиональной ориентации в государственных учреждениях службы занятости населения и специализированных государственных учреждениях, иных уполномоченных органах исполнительной власти города Москвы в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессиональ-ного обучения.

  3. Безработным гражданам предоставляются бесплатные услуги по психологической поддержке в государственных учреждениях службы заня-тости населения и специализированных государственных учреждениях, иных уполномоченных органах исполнительной власти города Москвы в целях по-вышения трудовой мотивации, разрешения психологических проблем, пре-пятствующих процессу самоопределения, или снижения их актуальности, профессионального обучения либо трудоустройства.

  4. Оказание услуг по профессиональной ориентации и психологиче-ской поддержке осуществляется с учетом индивидуальных особенностей, уровня образования, потребностей и возможностей гражданина.

  5. Порядок оказания услуг в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения утверждается Правительством

  Москвы.

  

  Статья 15. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда в городе Москве

  

  1. Под социальной адаптацией безработных граждан на рынке труда понимается система мероприятий, направленных на повышение конкуренто-способности указанных граждан путем обучения их навыкам самостоятель-ного поиска работы, формирования позитивного отношения к труду и повы-шения уровня трудовой активности.

  2. Безработным гражданам обеспечивается бесплатное получение услуг по социальной адаптации в государственных учреждениях службы занятости населения и специализированных государственных учреждениях, иных уполномоченных органах исполнительной власти города Москвы.

  3. Безработным гражданам предоставляются услуги по социальной адаптации в случае, если они испытывают трудности в поиске работы либо:

  1) впервые ищут работу (ранее не работали);

  2) стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

  3) состоят на учете в государственных учреждениях службы занятости населения более шести месяцев;

  4) утратили способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

  4. Порядок оказания услуг по социальной адаптации безработных гра-ждан на рынке труда в городе Москве устанавливается Правительством Мо-сквы.

  

  Статья 16. Профессиональное обучение безработных граждан

  

  1. Профессиональное обучение (профессиональная подготовка, пере-подготовка, повышение квалификации) безработных граждан проводится на основе анализа потребности в работниках по профессиям и специальностям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда в городе Москве, в це-лях повышения их конкурентоспособности при поиске работы.

  2. Профессиональное обучение безработных граждан в городе Москве осуществляется по образовательным программам дополнительного профес-сионального образования с учетом требований государственных образова-тельных стандартов и индивидуальных особенностей обучаемых.

  3. Формы профессионального обучения безработных граждан в городе Москве определяются с учетом их профессиональной подготовки, трудового опыта и состояния здоровья.

  4. Услуги по профессиональному обучению предоставляются безра-ботным гражданам по направлению государственных учреждений службы занятости населения и оказываются бесплатно.

  5. Порядок профессионального обучения безработных граждан в горо-де Москве устанавливается Правительством Москвы.

  

  Статья 17. Организация общественных работ

  

  1. Уполномоченный орган в области содействия занятости населения и иные уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы орга-низуют проведение оплачиваемых общественных работ в целях обеспечения потребностей города и работодателей в выполнении работ социально полез-ной направленности, носящих временный или сезонный характер, а также сохранения мотивации к труду и обеспечения дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу, и безработных граждан.

  2. Отношения между уполномоченным органом в области содействия занятости населения, органами исполнительной власти города Москвы и ра-ботодателями регулируются договорами о совместной деятельности по орга-низации и проведению общественных работ.

  3. Объемы и виды общественных работ, порядок их финансирования устанавливаются Правительством Москвы.

  

  Статья 18. Содействие самозанятости безработных и иных катего-рий граждан

  

  1. Под самозанятостью понимаются самостоятельные организация и ведение предпринимательской деятельности, осуществляемые в соответствии с федеральным законодат