Авдеев Антон (Эксперт «Ордена сочувствия и содействия», представитель профсоюза работников ритуальных служб г.Москвы, член комиссии по профессиональным квалификациям в похоронной отрасли Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям)
Как Вы оцениваете итоговую версию закона Минстроя, регулирующего рынок ритуальных услуг?
1. Новая версия закона проекта или, как выражается Андрей Чибис- «доработанный вариант», была скрыта от общественного публичного обсуждения, что противоречит действующей процедуре принятия нормативно-правовых актов и идет вразрез с указаниями и распоряжениями Президента РФ.
Данный закон и тема похорон является социально-значимой и касается каждого человека в нашем обществе. Также все места захоронения являются местами исторической памяти наших предков и любое неправильное решение в этой сфере приведет к разрушению единого социокультурного пространства Российской Федерации.
2. Комментировать НЕ предоставленный текст законопроекта не представляется возможным с профессиональной позиции. В правительстве РФ на сегодня нет НИ ОДНОГО (!) специалиста, прошедшего теоретическую или практическую подготовку по данной теме и обладающим достаточной квалификацией в соответствии с принятым стандартом.
3. Обращаю внимание, что сфера ритуально-похоронной деятельности в своей организационно-экономической форме не является обособленной отраслью. Это функциональный межотраслевой комплекс, регулирование которого не может осуществлять одно ведомство. Отдел твердых бытовых отходов (ТБО) при ЖКХ в Минстрое на данный момент не может даже сформулировать, что является «конечным продуктом» или основной функцией ритуально-похоронного межотраслевого комплекса!
Также на сегодняшний момент нет «Основ государственной…», нет — даже межгосударственной политики с учетом целостности и единства социо-культурного евразийского пространства в ритуально-похоронной сфере. Без описания основной функции межотраслевого комплекса, его места и роли в социальном, экономическом, историческом пространстве ЕАЭС его регулирование не представляется возможным!
4. Использование прямых штампов «международного опыта» Европы на Евразийской территории приведет к разрушению единства менталитета в обществе между разными частями многонациональной, многоконфессиональной общности России, построенной на фундаменте традиционных ценностей.
5. Любые модели частного «бизнеса» в условиях отсутствия накопления населения или бюджетов (в СССР этих накоплений было больше, чем нужно), работать как «бизнес» не могут. Особенно, если в этом бизнесе принимает участие иностранный капитал, где прибыль выводится в валюте.
В этом смысле создание частных кладбищ с децентрализованным управлением капитала (конкуренцией) приведет только к увеличению цен в разы.
В России сегодня нет собственного эмиссионного центра равного ФРС для стимулирования частного потребителя или государства таким займами!
Запуск частного кладбищенского бизнеса в форме «западной модели» приведет к социальным взрывам в обществе и загонит население и правительства (и региональные и федеральное) в такие же долги перед международной финансовой системой.
6. Перевод кладбищ из общественной социально-значимой инфраструктуры в «товар» частного бизнеса при невозможности возврата инвестиций приведет к тому, выкапывании умерших, за которых некому платить, станет повсеместным.
Напоминаю, что ст.244 УК РФ «Надругательства над телами умерших и местами захоронения» предусмотрена уголовная ответственность. В этом свете создание таких условий сознательно и с учетом последствий, могущих привести к разрушению единство социального, культурного и экономического пространства РФ, содержит признаки преступления против основ государственного устройства России.
Вывод:
Учитывая все вышесказанное я категорически рекомендую:
— освободить Минстрой и ЖКХ и его отдел ТБО от создания данного законопроекта
— создать межведомственную комиссию во главе с Минкультом для принятия «Основ государственной политики..» в этом вопросе.
— дополнить ст.244 УК РФ п.3 в части привлечения к ответственности должностных лиц, включая преступления, совершенные в отношении мест захоронений предков российских граждан за пределами РФ.