Почему места под кладбища выделяют рядом со свалками
Крупнейшее в Европе кладбище собираются построить столичные власти в Новой Москве. Однако место выбрано довольно неожиданное — прямо рядом со скандально известным мусорным полигоном «Малинки». Всю осень местные жители протестовали, требуя остановить строительство свалки. Теперь выяснилось, что в этом месте появится не только полигон, но и кладбище «Белые березки» площадью 580 гектаров.
Кстати, другое крупнейшее кладбище — Хованское — находится бок о бок с недавно закрытым мусорным полигоном Саларьево. Еще одно большое кладбище — Перепечинское — расположено вблизи аэропорта Шереметьево. Какой уж тут вечный покой, если каждые минуту взлетают самолеты.
Интересно: почему у нас для кладбищ выбирают такие ужасные места? Ведь с точки зрения любого нормального человека, это выглядит кощунством, неуважением памяти умерших.
— Объясняется все просто, — говорит Антон Авдеев, эксперт комиссии по похоронному делу Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве. — Еще в советское время не знали, в какое из подведомств воткнуть похоронно-мемориальную деятельность и ничего лучше не придумали, как отдать в отдел твердых бытовых отходов. Обратите внимание — и сейчас в Минстрое, который регулирует похоронную деятельность, этот отдел внутри ЖКХ называется «Отдел твердых коммунальных отходов и ритуальных услуг» (Отдел ТКО, похоронного дела и спецпроектов) . Так что мы все с вами — будущие «твердые коммунальные отходы» в нынешней идеологии, в этом вся проблема. Чиновники занимаются проблемами свалок и кладбищ одновременно, ведь все это в одном механизме управления. И умершие рассматриваются ими в качестве утилизационных отходов, они думают, как их утилизировать.
«СП»: — Но расположенная впритык к кладбищу огромная мусорная свалка — это же ненормально!
— У нас нормальный стандарт с зонами «моральной защиты» появился только в 1980-х годах. Это расстояние до жилых домов, до различных объектов. И точно также как неприятно из окна жилого дома смотреть на кресты и могилы, неприятно и когда рядом с кладбищем помойка, с которой все течет в эти могилы. Естественно, люди воспринимают это как негатив.
Вот в Таиланде похоронную деятельность регулирует Министерство культуры. Там понимают, что и культура, и похороны — это символическая деятельность. У нее функция не утилизационная, а объединяющая людей вокруг фундаментальных ценностей. Это институт рода, институт семьи, институт предков. На них держатся все понятия традиционного общества. Этим человек отличается от животного — мы хороним своих соплеменников, сохраняем о них память.
«СП»: — Сейчас, насколько я знаю, в Москве бесплатное место можно получить только на двух удаленных от МКАД кладбищах — на Перепечинском и Богородском. То есть кладбищ действительно очень не хватает?
— Я бы вопрос поставил шире. А почему места на погостах должны быть платными? Ту землю, в которой наши предки, которую они защищали, — теперь нужно их потомкам продавать за деньги? Ради этого все делалось? А ведь у нас уже обсуждается и введение обязательного сбора с населения на предстоящие похороны. В Общественной палате этот вопрос поднимался…
Саму стратегию постоянного создания новых кладбищ я считаю ошибочной. Мы не можем бесконечно окружать города погостами с крестами. У нас достаточно площадей и на старых. В среднем по России где-то треть захоронений брошенных, за которыми никто не ухаживает. Их можно использовать. В 2009 году была экспериментальная программа «Опекунство» на Введенском старом кладбище. Человек берет на себя перед обществом ответственность за порядок на брошенной могиле с правом дальнейшего своего захоронения там. Люди наводили порядок, восстанавливали старые памятные надписи, делали даже ремонты склепов и становились новыми ответственными. Причем, человек не приобретает эту землю в собственность, она остается государственной, и денег не платит. И старые останки остаются в земле. Ведь мы, как общество, тем умершим, которых хоронили 50 лет назад, дали гарантии, что они там будут лежать. И обязаны это выполнить.
По Москве около 20% брошенных захоронений. То есть пятую часть от всего объема кладбищ можно повторно использовать. Их хватит еще на пару столетий. И тогда не придется искать новые территории под кладбища. Ведь новое кладбище требует не только расходов на создание, но и ежегодных трат на содержание.
«СП»: — А как проблема с кладбищами решается в Европе?
— Там места на кладбище сдаются в аренду. Пока родственники оплачивают, могила сохраняется, перестали оплачивать — останки выкапывают, и продают место заново. Это индустриальное общество. А у нас пока общество традиционное. Европа сделала такой шаг в 19 веке, нам повезло, у нас места больше. А они уничтожили институт предков. Когда там началась индустриализация городов, расширяться не давали старые кладбища, и их убрали. Обратите внимание — в скольких храмах в Европе черепа и кости, мы думаем «зачем?», а это попытка хоть как-то сохранить останки на святой земле. Они сломали базовые представление о мироустройстве, фундамент традиционного общества. И стали сдавать землю на кладбищах платежеспособному потребителю. Как только перестанешь оплачивать — твоего родственника из могилы выкинут. С нашей точки зрения, это кощунство.
«СП»: — У нас в последнее время в похоронной области пытаются навести порядок. И теперь места на старых кладбищах продаются официально — на аукционе. Цена на них доходит до нескольких миллионов рублей.
— До 2015 года и общество, и прокуратура говорили: ах, какой плохой начальник кладбища, он наживается на чужом горе, торгует могилами. А теперь торговля не грех? У нас просто поменялось лицо, торгующее могилами — теперь деньги идут в бюджет Москвы. И вот представьте себе человека с большим количеством средств, который заключает договор с правительством Москвы о предоставлении ему почетного места на статусном Троекуровском кладбище. А потом, допустим, он совершает преступление, убивает людей — где его должны хоронить? На том почетном месте, которое он оплатил! Но это же ненормально!
Сейчас к похоронной сфере относятся как к бизнесу, который должен наполнять бюджет, увеличивать поступления налогов. Но не должен царь наживаться на смерти своих подданных! Я считаю, что любой город или общество обречены на вымирание, если это мародерство, обдирание покойников при молчаливом согласии населения идет на официальном уровне.
Источник: svpressa.ru
Автор текста: Ирина Хмара