Ассоциация похоронной отрасли обратилась к Минтруда с просьбой утвердить стандарт профессии “специалист кремационного комплекса”. Соответствующее уведомление и проект стандарта находятся на сайте Минтруда. Как рассказал Лайфу исполнительный директор ассоциации Олег Ларионов, в проекте планируется прописать все квалификации работников крематория от слесарей и операторов кремационного оборудования до церемониймейстеров, скульпторов и директоров.
В частности, необходимо, с его точки зрения, прописать требования к знаниям, умениям и опыту сотрудников крематориев. Так, например, профессионал кремации должен иметь образование не ниже полного среднего и пройти обучающие курсы по профилю. А организаторы похорон и церемониймейстеры помимо профессиональных образовательных программ обязаны иметь опыт практической работы в похоронных организациях не менее двух лет.
По его словам, разработка стандарта — необходимая мера для приведения в порядок российского рынка ритуальных услуг, картина которого не меняется много лет и выглядит достаточно печально: клиенты недовольны качеством оказываемых им услуг, жалуются на непрофессионализм, хамское, чёрствое и неуважительное отношение к покойным и их родственникам, а то и на прямые злоупотребления, вымогательство денег и обман, с которыми встречаются, обращаясь в ритуальные службы.
— Сейчас этим видом услуг может заниматься кто угодно, а должны профессионалы, которые должны нести ответственность за свои действия, — говорит он. — В 2015 году был уже создан общий стандарт “специалиста в области похоронного дела”, но в похоронной области слишком много квалификаций. Планируется разработать ещё по крайней мере несколько стандартов, чтобы охватить все возможные квалификации в этой сфере.
При этом людям просто некуда жаловаться, если их обманули, да и не всегда у безутешных родственников есть силы на то, чтобы как-то отстаивать свои права. Но форумы полны сообщений о том, что нередко усопших перед отправкой в печь извлекают из гробов, крадут одежду и украшения. И про то, что попасть на работу в такие места можно только по очень большому блату или за большую взятку, а зарабатывают там просто бешеные деньги.
Сложно определить, что из этого правда, а что вымысел, но некоторую почву для таких разговоров дают сами работники крематория: они уверяют, что украшения и золотые зубы плавятся до полного исчезновения, однако температура плавления золота, серебра и особенно платины выше обычной температуры печи. Теперь в некоторых российских крематориях даже отдельной услугой предоставляют возможность наблюдать за процессом до погружения в печь через стеклянную перегородку или в ходе видеотрансляции, что исключает подобные злоупотребления. Но всё равно качество обслуживания в итоге зависит от людей. Точнее, от степени их квалификации и порядочности.
Однако тут сложность в том, что чрезвычайно мало людей идёт в подобный бизнес по призванию. В основном, по словам Олега Ларионова, туда попадают случайно или в поисках хоть какого-нибудь заработка. Как правило, это люди, пришедшие с улицы, из самых разных сфер деятельности и начинающие учиться в процессе работы. И если огрехи и ошибки технического персонала или дирекции, не имеющих прямых контактов с родственниками умершего, проходят чаще всего незамеченными, то работающие непосредственно с родственниками, как правило, получают много нареканий: тут и вымогательство денег, и пренебрежительное отношение.
Общей статистики по рынку кремации никто не ведёт. Первое и пока единственное исследование по рынку проводила несколько лет назад Федеральная антимонопольная служба, и то только по нескольким регионам. Оказалось, что выбор между кремацией и традиционными похоронами сильно зависит от региона. Так, в Норильске кремируют 82% усопших, а в Ростове-на-Дону всего лишь –-2%. В Москве же кремируют 29% умерших, в Санкт-Петербурге 51%.
При этом общая ёмкость только столичного рынка ритуальных услуг составляет 5 миллиардов рублей, ежегодно проводится около 100 тысяч захоронений. При этом, если “средний чек” захоронения в землю составляет порядка 50 тысяч рублей, кремация же более бюджетна: 15–20 тысяч рублей.
Выходом из ситуации может являться его лицензирование, считают участники рынка. И разработка стандартов — это первый шаг к этому. Ранее лицензировать рынок предлагало правительство, однако от идеи было решено отказаться.
По словам президента Союза похоронных организаций и крематориев Павела Кодыша, система профессиональной стандартизации может стать в какой-то степени альтернативой лицензированию, хоть и не решит всех проблем отрасли.
— При введении обязательного применения стандартов в области ритуальных услуг, обязательных экзаменов и проверки уровня квалификации и компетентности будет возможно как-то гарантировать качество оказываемых услуг и отсеять неквалифицированных работников, — говорит он. — Однако процесс введения стандартизации будет завершён не ранее 2020 года. А вот регулятор этого рынка просто необходим: он должен наблюдать за участниками рынка, а также разбирать различные конфликтные ситуации.