Вызвать агента
8 (499) 412-00-00
В похоронный бизнес возвращаются бандитские разборки

Новый документ, регулирующий работу отрасли, в Минстрое писали целых два года. Но всё равно, по словам замминистра строительства Андрея Чибиса, нынешнему варианту предстоит серьёзная доработка, что показывает: чиновники пока и сами ещё не в состоянии разобраться в проблеме. Потому игроки рынка относятся к инициативам министерства скептически. Всё дело в том, что основные положения нынешнего законопроекта не слишком отличаются от тех, которые Минстрой представлял на суд общественности ровно год назад. К тому же, по мнению экспертов, проблемы похоронного дела в России одним лишь новым законом не решить.

Наперегонки – за покойником

Покончить с беспределом в отрасли чиновники полагают за счёт введения лицензирования, а также ответственности должностных и юридических лиц за правонарушения в сфере похоронного дела. Благодаря этому, как утверждают в Минстрое, можно будет избавиться от «серых агентов», которые нелегально добывают в полиции и больницах информацию об умерших, а потом чуть ли не терроризируют родственников, навязывая им свои услуги. «Чтобы очистить от них рынок, новый закон не нужен, – говорит представитель Профсоюза работников ритуальных услуг Антон Авдеев. – У нас ведь уже есть статья 14 закона о конкуренции, а также закон о персональных данных». Кстати, за каждый подобный эпизод ФАС вправе оштрафовать недобросовестного игрока на 100 тыс. рублей. Сумма достаточно значительная для небольшой фирмочки – один-два подобных штрафа и малый бизнес (а именно к нему относятся большинство компаний ритуальных услуг) можно будет закрывать. Однако, даже несмотря на столь значительные для этого бизнеса штрафы, многие игроки рынка сегодня стараются работать именно так. «Доходит до того, что о смерти близких семьи узнают от похоронного агента. Назойливые парни и девушки с наигранно скорбными лицами лезут в дом с предложением «похоронить дёшево!» – возмущается распорядитель службы «Память» из Биробиджана Рустем Садыков.

Похороны населению не по карману


По словам Антона Авдеева, главная проблема похоронного дела в России сегодня заключается не в отсутствии регулирования, а в том, что отрасль хронически недофинансирована. По подсчётам Минстроя, потенциальная ёмкость рынка ритуальных услуг в стране составляет 80–85 млрд рублей в год. Но у населения нет денег, отчего идея частных кладбищ грозит провалиться. Денег нет и у государства. Федеральное пособие на погребение сегодня составляет 5277 рублей. Некоторые регионы выделяют дополнительные средства, но всё равно получившаяся сумма недотягивает до рыночной цены. «Если мы хотим, чтобы похоронка превратилась в бизнес, тогда пусть население готовится, что все затраты перевалятся на них. В тех же США похоронные дома стоят чуть ли не в каждом квартале, но, чтобы всё это содержать, нужны деньги, которых у нас нет», – говорит Антон Авдеев.

Патовая ситуация в отрасли в результате приводит к тому, что сегодня покойники иной раз буквально просто лежат на улице. Именно такой случай произошёл недавно в Челябинске. Тело умершей одинокой старушки пролежало на улице города 6 (!) часов. По неофициальной информации, коммерческие фирмы, работающие в регионе, просто не хотели выезжать за бесхозным телом: «бесплатные трупы» невыгодны частным компаниям, а государственный МУП «Мемориал-сервис» в Челябинске был ликвидирован. В результате между челябинскими ритуальными конторами разгорается война. Не далее как в феврале на территории медгородка в Челябинске за одну ночь сгорело шесть микроавтобусов, принадлежавших похоронной фирме «Реквием». По версии правоохранительных органов, причиной происшествия стал умышленный поджог.

Но дальше всех в поисках заработка пошли, пожалуй, ритуальщики из Калининграда. Несколько лет назад в городе появился мобильный крематорий. Внутри обычной грузовой фуры расположена печь, стоимость кремации в которой составляет 15 тыс. рублей. По сообщениям некоторых СМИ, правоохранительные органы пытаются найти фуру аж с 2013 года. Однако, учитывая, что информация о мобильной кремации открыто размещена на сайте похоронного бюро, легко предположить, что полицейские не очень-то усердствовали в своём расследовании.

Отходный

Сами участники рынка полагают, что решением проблем отрасли могла бы стать специальная государственная доктрина. «Есть множество социальных программ, позволяющих сделать так, чтобы люди сами заботились о кладбищах, – рассуждает Антон Авдеев. – У среднестатистического россиянина есть пять-шесть мест, где захоронены его родственники. А сколько людей ищут могилы предков? С другой стороны, есть многие люди, готовые ухаживать за могилами. Всё это можно было бы объединить в социальную сеть, например». Впрочем, пока что для российского рынка ритуальных услуг подобные сервисы кажутся недосягаемыми. Достаточно сказать, что сегодня у властей нет даже точной статистики по количеству похоронных организаций, работающих в том или ином городе. Символично, что, по словам Антона Авдеева, разработкой нового законопроекта занимался отдел… твёрдых бытовых отходов.

Источник