12611-СШ/Д26и от 10.05.2017
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия
на проект федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и
о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил
проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической
комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело проект федерального
закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее – разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта неоднократно направлялся разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия в Минэкономразвития России.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 00/03-22848/02-15/67-13-4).
Минэкономразвития России рассмотрело направленный Минстроем России
проект акта и обращает внимание на следующие замечания к его положениям.
1. Пунктом 16 статьи 18 проекта акта устанавливается запрет на размещение пунктов приема заказа юридических лиц (их филиалов и представительств)
и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги, в медицинских организациях и на их территориях.
Обращаем внимание на неоднозначность и неясность понятия «их территории».
Включает ли в себя данное понятие территории, находящиеся в собственности медицинских организаций (принадлежащие им на праве пользования, владения) или же оно подразумевает территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании медицинских организаций.
При этом необходимо отметить, что в случае если подразумеваются «прилегающие территории», то должны быть четко определены их границы.
2. Статей 20 проекта акта определены требования к юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации похорон, в частности требование
о наличии на праве собственности или ином законном основании помещений
и оборудования, отвечающих требованиям, установленным органами местного управления, и используемых для приема заказа на оказание услуги по организации похорон и оказания ритуальных услуг.
Информации относительно таких требований разработчиком не представлено,
в связи с чем остается неясным, о каких «установленных требованиях» идет речь.
3. Пунктом 2 статьи 21 проекта акта определен ряд существенных условий, которые должны содержаться в соглашении об осуществлении деятельности по организации похорон.
Так, одним из таких условий является наличие «территории, на которой допускается осуществлять прием заказов». Необходимо отметить, что положениями проекта акта
не определено, что следует считать «территорией, на которой допускается осуществлять прием заказов», а также чем обусловлена обязательность наличия такого условия в тексте соглашения.
4. Согласно положениям статьи 13 проекта акта, в случае если соглашение
об осуществлении деятельности по организации похорон расторгнуто в связи
с существенным нарушением специализированной службой по вопросам похоронного дела условий такого соглашения, уполномоченный орган в сфере похоронного дела вносит сведения о юридическом лице в реестр недобросовестных специализированных служб.
Вместе с тем порядок исключения из такого реестра отсутствует. Полагаем целесообразным определить такой порядок в проекте акта.
5. Согласно статье 23 проекта акта на территории объектов похоронного назначения должна быть организована доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения.
Согласно статье 2 проекта акта объектом похоронного назначения является земельный участок, здание, часть здания, сооружение, комплекс зданий и сооружений, предназначенные для оказания ритуальных услуг.
Разделяя позицию Минстроя России о необходимости организации доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения Минэкономразвития России,
тем не менее, полагает крайне затруднительным исполнение указанного требования
на земельных участках.
На основании изложенного полагаем целесообразным распространить указанное требование на такие объекты похоронного назначения, как «здание, часть здания, сооружение, комплекс зданий и сооружений, предназначенные для оказания ритуальных услуг».
6. Согласно пункту 1 статьи 32 проекта акта похоронные дома могут быть государственными, муниципальными и частными.
Согласно пункту 2 статьи 32 проекта акта похоронные дома должны иметь в своем составе, в том числе, бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов), а также диспетчерскую службу.
При этом согласно пункту 1 статьи 19 проекта акта прием заказа на организацию похорон возможен как в пунктах приема заказов, так и посредством диспетчерского центра приема заказов.
Обоснований установлению обязательного наличия как бюро похоронного обслуживания (пункта приема заказов), так и диспетчерской службы, а также различия понятий «бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов)», «диспетчерская служба» и «диспетчерский центр приема заказов», разработчиком не представлено.
Полагаем возможным установить требование о наличии либо «бюро похоронного обслуживания (пункта приема заказов)» либо «диспетчерской службы».
7. Статьей 39 проекта акта вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Согласно проектируемым изменениям положения КоАП предлагается дополнить статьей 14.63, устанавливающей административную ответственность за нарушение законодательства в сфере похоронного дела.
Так, согласно проектируемому регулированию непредставление или несвоевременное предоставление специализированной службой по вопросам
похоронного дела информации в уполномоченный орган в сфере похоронного
дела об изменении сведений, содержащихся в реестре специализированных служб,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от двадцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти
тысяч до двухсот тысяч рублей.
Вместе с этим размеры административных штрафов за нарушение иных
требований законодательства в сфере похоронного дела (нарушение
порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха
умершего, нарушение правил выдачи тела умершего из морга, нарушение
порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности по организации
похорон, нарушение требований по приему заказов на организацию похорон, оказание
услуг по подготовке тел умерших к погребению работниками патолого-анатомических бюро, медицинских организаций, государственных судебно-экспертных
учреждений и организаций государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения) значительно ниже.
Информации относительно того, чем обусловлен размер устанавливаемого административного штрафа за указанное правонарушение, разработчиком
не представлено.
Представляется, что установление санкций должно быть соразмерно степени совершенного правонарушения.
8. Необходимо отметить, что реализация положений проекта акта потребует принятия порядка 10 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим обращаем внимание
на необходимость своевременной подготовки проектов нормативных правовых актов
для обеспечения создания механизма реализации рассматриваемого проекта акта
с учетом проведения процедур оценки регулирующего воздействия при их подготовке.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.