Вызвать агента
8 (499) 412-00-00
Заключение Минэкономразвития на текст законопроекта «О похоронном деле в Российской Федерации и  ‎о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

12611-СШ/Д26и от 10.05.2017

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия

на проект федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и
‎о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил
‎проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической
‎комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
‎от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело проект федерального
‎закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений
‎в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее — разработчик), и сообщает следующее.

Проект акта неоднократно направлялся разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия в Минэкономразвития России.

Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной
‎сети «Интернет» по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 00/03-22848/02-15/67-13-4).

Минэкономразвития России рассмотрело направленный Минстроем России
‎проект акта и обращает внимание на следующие замечания к его положениям.

1. Пунктом 16 статьи 18 проекта акта устанавливается запрет на размещение пунктов приема заказа юридических лиц (их филиалов и представительств)
‎и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги, в медицинских организациях и на их территориях.

Обращаем внимание на неоднозначность и неясность понятия «их территории».

Включает ли в себя данное понятие территории, находящиеся в собственности медицинских организаций (принадлежащие им на праве пользования, владения) или же оно подразумевает территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании медицинских организаций.

При этом необходимо отметить, что в случае если подразумеваются «прилегающие территории», то должны быть четко определены их границы.

2. Статей 20 проекта акта определены требования к юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации похорон, в частности требование
‎о наличии на праве собственности или ином законном основании помещений
‎и оборудования, отвечающих требованиям, установленным органами местного управления, и используемых для приема заказа на оказание услуги по организации похорон и оказания ритуальных услуг.

Информации относительно таких требований разработчиком не представлено,
‎в связи с чем остается неясным, о каких «установленных требованиях» идет речь.

3. Пунктом 2 статьи 21 проекта акта определен ряд существенных условий, которые должны содержаться в соглашении об осуществлении деятельности по организации похорон.

Так, одним из таких условий является наличие «территории, на которой допускается осуществлять прием заказов». Необходимо отметить, что положениями проекта акта
‎не определено, что следует считать «территорией, на которой допускается осуществлять прием заказов», а также чем обусловлена обязательность наличия такого условия в тексте соглашения.

4. Согласно положениям статьи 13 проекта акта, в случае если соглашение
‎об осуществлении деятельности по организации похорон расторгнуто в связи
‎с существенным нарушением специализированной службой по вопросам похоронного дела условий такого соглашения, уполномоченный орган в сфере похоронного дела вносит сведения о юридическом лице в реестр недобросовестных специализированных служб.

Вместе с тем порядок исключения из такого реестра отсутствует. Полагаем целесообразным определить такой порядок в проекте акта.

5. Согласно статье 23 проекта акта на территории объектов похоронного назначения должна быть организована доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения.

Согласно статье 2 проекта акта объектом похоронного назначения является земельный участок, здание, часть здания, сооружение, комплекс зданий и сооружений, предназначенные для оказания ритуальных услуг.

Разделяя позицию Минстроя России о необходимости организации доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения Минэкономразвития России,
‎тем не менее, полагает крайне затруднительным исполнение указанного требования
‎на земельных участках.

На основании изложенного полагаем целесообразным распространить указанное требование на такие объекты похоронного назначения, как «здание, часть здания, сооружение, комплекс зданий и сооружений, предназначенные для оказания ритуальных услуг».

6. Согласно пункту 1 статьи 32 проекта акта похоронные дома могут быть государственными, муниципальными и частными.

Согласно пункту 2 статьи 32 проекта акта похоронные дома должны иметь в своем составе, в том числе, бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов), а также диспетчерскую службу.

При этом согласно пункту 1 статьи 19 проекта акта прием заказа на организацию похорон возможен как в пунктах приема заказов, так и посредством диспетчерского центра приема заказов.

Обоснований установлению обязательного наличия как бюро похоронного обслуживания (пункта приема заказов), так и диспетчерской службы, а также различия понятий «бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов)», «диспетчерская служба» и «диспетчерский центр приема заказов», разработчиком не представлено.

Полагаем возможным установить требование о наличии либо «бюро похоронного обслуживания (пункта приема заказов)» либо «диспетчерской службы».

7. Статьей 39 проекта акта вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации
‎об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Согласно проектируемым изменениям положения КоАП предлагается дополнить статьей 14.63, устанавливающей административную ответственность за нарушение законодательства в сфере похоронного дела.

Так, согласно проектируемому регулированию непредставление или несвоевременное предоставление специализированной службой по вопросам
‎похоронного дела информации в уполномоченный орган в сфере похоронного
‎дела об изменении сведений, содержащихся в реестре специализированных служб,
‎влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
‎от двадцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти
‎тысяч до двухсот тысяч рублей.

Вместе с этим размеры административных штрафов за нарушение иных
‎требований законодательства в сфере похоронного дела (нарушение
‎порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха
‎умершего, нарушение правил выдачи тела умершего из морга, нарушение
‎порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности по организации
‎похорон, нарушение требований по приему заказов на организацию похорон, оказание
‎услуг по подготовке тел умерших к погребению работниками патолого-анатомических бюро, медицинских организаций, государственных судебно-экспертных
‎учреждений и организаций государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения) значительно ниже.

Информации относительно того, чем обусловлен размер устанавливаемого административного штрафа за указанное правонарушение, разработчиком
‎не представлено.

Представляется, что установление санкций должно быть соразмерно степени совершенного правонарушения.

8. Необходимо отметить, что реализация положений проекта акта потребует принятия порядка 10 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим обращаем внимание
‎на необходимость своевременной подготовки проектов нормативных правовых актов
‎для обеспечения создания механизма реализации рассматриваемого проекта акта
‎с учетом проведения процедур оценки регулирующего воздействия при их подготовке.

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.