Вызвать агента
8 (499) 412-00-00

БОЛЬШАЯ ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА

Первая хоральная синагога в Москве была торжественно освящена 1 июля 1870 года. Московское правление Еврейской общины арендовало большой двухэтажный дом на Солянке для молитвы и религиозно-просветительских учреждений. При синагоге были открыты училище и приют «Талмуд-Тора» для детей-сирот и еврейское ремесленное училище имени Александра II. В 1886 году председатель еврейской общины Лазарь Поляков приобрел в Спасоглинищевском переулке участок земли, на котором по проекту архитектора Семена Эйбушитца было возведено новое здание хоральной синагоги.

Синагогу предполагалось освятить в марте 1891 года, но новый московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович начал правление с выселения еврейского населения из столицы. В течение двух лет после этого московское еврейство сократилось в десять раз и к 1893 году составляло 7 тысяч человек. Это были купцы первой гильдии, промышленники, дипломированные специалисты и солдаты-отставники, получившие право на жительство при Николае I.

По первоначальному плану, синагогу должен был украшать купол. Но он возведен не был. По существующей легенде, Великий князь Сергей Александрович, проезжая по городу, увидел строящийся купол и, решив, что идет строительство церкви, перекрестился. Когда генерал-губернатору разъяснили его ошибку, он пришел в неописуемую ярость и приказал купол убрать.
     Революция 1905 года изменила ситуацию. В начале 1906 года московские власти позволили открыть для молитвы Большую хоральную синагогу в Спасоглинищевском переулке. Правление общины провело необходимые реставрационные работы, к которым был привлечен известный московский зодчий Роман Клейн. Он внес в оформление большого молитвенного зала художественную изысканность модерна.
1 июля 1906 года состоялось торжественное открытие синагоги. После революции, несмотря на требование евсекции о превращении синагоги в пролетарский клуб, раввин Яков Мазе смог добиться сохранения синагоги. В 1929 году членом Московского раввината стал Шлойме Шлифер, он же в годы Великой Отечественной войны стал главным раввином московской еврейской общины. В эти трагические годы синагога вновь стала центром притяжения для евреев столицы. В сентябре 1948 года в Большой хоральной синагоге евреи торжественно приветствовали посла Государства Израиль Голду Меир. В 1957 году главным раввином стал рабби Иегуда-Лейб Левин. В 1970-1980 годах в синагогу пришла молодежь. В 1972 году главным раввином стал Яков Фишман, а с 1983 года раввин Адольф Шаевич, в настоящее время Главный раввин России. Главным раввином Москвы стал Пинхас Гольдшмидт.
     Спустя без малого сто лет после освящения синагоги мэр Москвы Юрий Лужков исправил несправедливость Великого князя Сергея Александровича, и в мае 2001 года над синагогой был открыт серебристый купол, увенчанный Звездой Давида. Так началась реализация крупнейшего совместного проекта Российского Еврейского Конгресса, Еврейской общины Москвы и Джойнта — создание центра «На Горке». Этот проект общей стоимостью свыше 20 миллионов долларов включает реконструкцию Большой хоральной синагоги, строительство еврейского детского дома, социального и общинного центров.

СИНАГОГА НА БОЛЬШОЙ БРОННОЙ

Домовладение, где сейчас находится синагога, расположено в центре Москвы в квартале, ограниченном Большой и Малой Бронными улицами, Тверским бульваром и Сытинским переулком и ориентировано на Большую Бронную улицу. Исторические границы участка определились в 1830-х годах и сохранились почти без изменений до настоящего времени. В середине — второй половине XVIII века участок входил в состав крупной усадьбы, занимавшей северо-западную часть квартала у пересечения проезжих переулков (совр. Большой и Малой Бронных улиц).

     Владение, вероятно, возникло как одна из дворянских усадеб, появившихся в конце XVII — первой половине XVIII веков. Каменный жилой дом, построенный скорее всего в середине XVIII века, представлял собой палаты с каменным подвалом, который занимали кладовые. Вероятно, в конце XVIII века была сделана попытка придать застройке владения классицистический характер: парадный двор, образованный перед главным домом, был фланкирован жилым флигелем, выходившим торцевым фасадом на красную линию переулка. По-видимому, тогда же главный дом приобрел характерную для классицизма симметричную планировочную структуру с выступающими ризалитами, анфиладой парадных помещений и антресолями, устроенными в дворовой части здания. Хозяйственные постройки располагались по внутренним границам участка. Часть территории занимал сад. После пожара 1812 года, уничтожившего значительную часть московских построек и разорившего многих жителей города, владельцы усадьбы, очевидно, вынуждены были ее продать. Территория была разделена на три самостоятельных участка. В этот период и образовалось владение, которое включило в себя основную застройку усадьбы: главный дом в глубине двора, жилой флигель по красной линии улицы (совр. улица Большая Бронная), хозяйственные постройки по восточной и южной границам. Парадный двор сохранялся в усадьбе довольно длительное время.
     В начале 1880-х годов действительный статский советник Лазарь Соломонович Поляков, миллионер, крупный промышленник и банкир, присоединил к своей обширной усадьбе, выходившей на Тверской бульвар, несколько соседних участков в западной части квартала, в том числе и этот. В бывшем главном доме одной из них (на Тверском бульваре) разместились принадлежавшие ему Московский и Ярославско-Костромской земельные банки. Получив разрешение обер-полицмейстера Москвы, в 1883 году Поляков подал в Строительное отделение прошение о приспособлении жилого дома в одном из новоприобретенных владений под синагогу. По проекту, разработанному знаменитым архитектором М.Н. Чичаговым, здание сохраняло очертания плана, внешний же облик приобретал стилистические черты восточных храмовых зданий. О функциональном характере сооружения говорило и оформление главного входа, завершавшееся барабаном со шлемовидной главой, увенчанной шестиконечной звездой.
Сложившаяся к этому времени композиционная структура застройки участка сохранялась без изменений. Территория синагоги была обнесена oградой с калитками, непосредственно соединявшими ее с соседними владениями Полякова.
     В редакции 1883 года застройка участка просуществовала до начала 1950-х годов. В 1930-х раввин синагоги Мойше-Хаим Гуртенберг был расстрелян, синагога закрыта, а здание отдано ВЦСПС. С 1952 года здесь размещался Московский дом художественной самодеятельности. Однако из-за плохого технического состояния перекрытий и увеличившейся на них нагрузки на стенах здания появились трещины. После проведения в 1952 году инженерно-геологических изысканий и определения причин появления деформаций в мастерской № 9 «Моспроекта» был разработан проект очередной реконструкции здания и благоустройства территории (архитектор А.В. Моисеев, инженер-конструктор С.Я. Школьников). Фасады здания были решены в формах классицистической ретроспекции.
В начале 1990-х годов здание вновь было передано под синагогу — еврейской религиозной общине «Агудас Хасидей Хабад». С 1992 года здесь возобновились религиозные службы. Раввин синагоги — Ицхак Коган.

СИНАГОГА В МАРЬИНОЙ РОЩЕ

Деревянная синагога в Марьиной Роще — едва ли не единственное еврейское культовое здание, построенное в годы советской власти. Синагога была выстроена в 1926 году.

     Служившие здесь раввины, среди которых было немало выдающихся деятелей движения «Хабад», делали все возможное, чтобы в стране не прекращалась еврейская жизнь.
     С перестройкой в России началось возрождение еврейской жизни. Несмотря на неимоверные трудности, сопротивление чиновников, в конце 80-х в синагоге открылось религиозное училище — иешива.
В 1993 году пожар уничтожил старую деревянную синагогу. Четыре часа два десятка пожарных машин и две сотни пожарных боролись с огнем. Случилось невероятное: на пепелище среди сгоревшей дотла мебели и лопнувших от жара стекол уцелело самое ценное — священные книги и ковчег Завета, их не тронули ни огонь, ни вода.
     В 1996 году неподалеку от сгоревшего здания выросла новая синагога (до этого почти три года все молитвы и обряды совершались в холодной строительной бытовке). 22 августа того же года у стен новой синагоги сработало взрывное устройство, повредившее фасад здания. 13 мая 1998 года, в день празднования Лаг ба-Омер, новый мощный взрыв разрушил восточную стену здания. Лишь случайно никто не пострадал.
     В сентябре 2000 года состоялось торжественное открытие Московского общинного центра в Марьиной Роще, организованное Федерацией еврейских общин СНГ. На месте сгоревшей семь лет назад деревянной синагоги выросло семиэтажное здание, спроектированное главным архитектором Тель-Авива И. Годовичем. Фасад, по замыслу дизайнера Г. Альперина, облицован иерусалимским камнем.
     В помещении Центра разместились синагога, структуры ФЕО СНГ, библиотека, концертный зал, клубы, кружки, кошерный ресторан, а на первом этаже — миквы для мужчин и женщин.
     В торжествах по случаю открытия Центра принял участие президент Российской Федерации Владимир Путин. 

МЕМОРИАЛЬНАЯ СИНАГОГА НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ

Синагога была открыта в сентябре 1998 года. К ее сооружению были привлечены вице-президент Всемирного союза архитекторов М. Зархи и знаменитый скульптор и дизайнер Ф. Майслер. В торжественном открытии синагоги участвовал президент России Борис Ельцин. Мемориал был возведен на средства Российского Еврейского Конгресса, который и сегодня полностью финансирует его деятельность.

     Органичной частью Мемориала стал уникальный, единственный в России Музей Холокоста.