Елизавета Потемкина – юрист ритуальной отрасли, автор материалов о похоронном деле для российских СМИ, г. Москва
Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) явилось серьезным испытанием не только для российского общества, но и для представителей власти различных уровней и ведомств. Первые зарегистрированные случаи смерти от данного заболевания обозначили необходимость упорядочивания правил погребения жертв COVID-19 в целях безопасности граждан, сотрудников ритуальных служб и для обеспечения слаженной работы похоронных предприятий. Однако, поскольку организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения, отсутствует единый координационный центр по регулированию сферы оказания ритуальных услуг на федеральном уровне, российское общество не сталкивалось с такого характера пандемий ранее, общие рекомендации ВОЗ от 24.03.2020 «Профилактика и контроль инфекций для безопасного обращения с трупами в контексте COVID-19», утвержденные Роспотребнадзором, дополнялись и изменялись региональными Управлениями неоднозначно; в отдельно взятых муниципалитетах местные НПА долгое время отсутствовали вовсе. Все это привело к тому, что родственники умерших от COVID-19 в субъектах федерации и даже городах оказались в неравном положении.
Рекомендации ВОЗ содержали лишь обобщенную формулировку о правилах погребения: «люди, которые умерли от COVID-19, могут быть похоронены или кремированы». Далее предписывалось утвердить национальные и местные требования, регламентирующие обращение с останками и их захоронение. В результате правила погребения умерших от коронавирусной инфекции разнились: например, в Москве и Казани разрешали захоронение на общих кладбищах в родственные могилы, а власти Томска и Санкт-Петербурга отвели для таких захоронений отдельные участки строго определенных кладбищ.
Самая проблемная ситуация сложилась в «городе на Неве»: в апреле 2020 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу выпустило предписание, в соответствии с которым, похороны умерших с диагностированным диагнозом COVID-19 разрешалось проводить только на специально обособленных участках двух кладбищ: Нового Колпинского городского кладбища и кладбища Илики. В конце мая губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов урегулировал с Главным санитарным врачом Санкт-Петербурга Наталией Башкетовой вопрос о захоронении умерших от COVID-19 в родственные могилы, на свободные участки в пределах оград родственных могил или в семейные (родовые) захоронения в рамках мероприятий по «смягчению» ограничений. Семьи ранее захороненных по жесткому предписанию интересуются, возможно ли перезахоронить тело в родственную могилу, когда это можно будет сделать и при каких условиях, если причина смерти у тех и других умерших поставлена одинаковая, а правовая норма изменилась.
В первую очередь, стоит обратить внимание на то, что тема перезахоронения умерших от COVID-19 поднимается не только в России. Издание «Московский Комсомолец» в публикации от 10 июня 2020 года пишет, что в Италии «многие люди просят перезахоронить останки своих родственников из братских могил, куда те попали по ошибке». Как замечает автор статьи, «из-за эскалации смертности переполненные больницы и морги в разгар пандемии были неспособны оставлять трупы на длительное хранение, поэтому те, кто не успел вовремя забрать тело погибшего и подтвердить организацию похорон, оказались в ситуации, когда их умершие близкие признавались невостребованными и захоранивались на спецтерритории.
Сейчас заболеваемость в стране уменьшилась, а итальянцы сталкиваются с невозможностью перезахоронить тела из-за закона, запрещающего эксгумацию останков людей, умерших от инфекционной болезни в течение двух лет (т.е. разрешение может быть выдано не раньше 2022 года). Тот же закон гласит, что «в ситуации эпидемии эксгумации делать нельзя, так как есть вероятность заражения».
В России вопросы эксгумации и перезахоронения урегулированы несколькими НПА. Прежде всего – СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными Постановлением от 28.06.2011 № 84 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (далее – СанПиН 2.1.2882-11), 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в части предоставления гарантий исполнения прижизненного волеизъявления умершего) и УПК РФ. Рассматриваемая нами тема касается перезахоронения по инициативе родственников (лица, ответственного за захоронение), поэтому процессуальные, следственные мероприятия, проводимые в ходе уголовного дела опускаем. Что касается СанПиН 2.1.2882-11, то в пп. 3.13-3.16 разъясняется только порядок-инструктаж проведения процедуры эксгумации для персонала кладбищ:
3.13. Изъятие урн, эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
3.14. Могила в случае извлечения останков должна быть продезинфицирована дезинфекционными средствами, разрешенными к применению в Российской Федерации, засыпана и спланирована. Останки из могил переносятся в герметичной таре.
3.15. При эксгумации и перезахоронении останков умерших персонал кладбища прививается против столбняка. Дезинфекция спецодежды и обуви (резиновые сапоги, резиновые рукавицы, средства защиты органов дыхания (респираторы)) должна осуществляться централизованно.
3.16. Инструмент после произведения работ, связанных с захоронением и перезахоронением трупов и останков, подлежит обеззараживанию и не должен выноситься за пределы кладбища. Средства для перевозки останков должны быть изготовлены из легкоочищаемых покрытий и подлежат дезинфекции после проведенных работ.
Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации (см. п.2 ст.5 8-ФЗ). Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее – волеизъявление умершего) – пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, включает в себя пожелание быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими. Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. Применявшийся ранее и утративший силу СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденный Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.04.2003, введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 35 содержал в п.4.10 запрет на перезахоронение останков умерших, если имело место опасное инфекционное заболевание (необходимо было получить заключение Госсанэпиднадзора об отсутствии ООИ). Из заменившего его СанПиН 2.1.2882-11 эта норма была убрана.
Лица, осуществляющие перезахоронение, обязаны принимать во внимание постановления распоряжения, приказы исполнительных органов государственной власти городского или районного уровня, либо органов местного самоуправления, а также приказы, распоряжения и инструкции организации, непосредственно осуществляющей перезахоронение останков умерших. При сборе документов сегодня необходимо получать разрешение территориального подразделения Роспотребнадзора, который учитывает, прошло ли с момента захоронения не менее года, а также принимает во внимание причину смерти, указанную в свидетельстве. Таким образом, вопрос о возможности или невозможности перезахоронения умерших от COVID-19 со специально отведенных участков кладбищ в родственные могилы во избежание общественного недоумения должен быть урегулирован Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу по согласованию, с учетом специфики ситуации, с Главным государственным санитарным врачом.
Наталья Савченко, практикующий юрист в области похоронного дела, преподаватель Новосибирского учебного центра похоронного сервиса, член рабочей группы по совершенствованию законодательства по погребению и похоронному делу Государственной Думы РФ
Проблема перезахоронения существовала и до пандемии, и всегда вызывала множество вопросов с точки зрения правового регулирования, регламентированности процедуры, но в связи с тем, что именно в условиях пандемии порядок захоронения умерших от COVID-19 был в некоторых регионах внедрен без учета волеизъявления умерших и их родственников, как было указано выше, в виде императивного захоронения тел умерших на специально отведенных участках определенных кладбищ, внимание и граждан, и юристов к этой теме теперь периодически будет обращаться.
Есть основания полагать, и первые судебные прецеденты уже начали возникать, что люди будут требовать осуществить эксгумацию и выдать разрешение на перезахоронение умерших рядом с могилами ранее захороненных родственников, в семейные (родовые) захоронения и на иные места, в соответствии с волеизъявлением умершего или его родственников.
Так как рассмотрение дел в судебном порядке основывается на нормах действующего законодательства, необходимо предметно раскрыть, какими НПА будут руководствоваться российские суды при решении данных дел. Замечу, что пока никаких особых распоряжений по перезахоронению умерших от COVID-19 не принималось.
Обратимся к первоисточникам:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 утвержден СанПиН 2.1.2882-11 “Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения”, согласно п. 3.13. которого изъятие урн, эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
Сегодня законодательство предусматривает следующие случаи перезахоронения:
– перезахоронение погибших при защите Отечества в порядке, определенном ст. 4 Закона РФ от 14.01.1993 г. № 4292-1 (ред. от 18.07.2011 г. «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
– при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.г.) «О погребении и похоронном деле»;
– при необходимости извлечения трупа из места захоронения в соответствии со ст. 178 УПК РФ;
– волеизъявление умершего лица быть погребенным на том или ином месте.
Вместе с тем, действующим законодательством не установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможно перезахоронение умерших, а также запрет на перезахоронение умерших, как уже заметила моя коллега.
Однако, отсутствие на законодательном уровне утвержденного порядка перезахоронения умерших граждан, похороненных по каким-либо причинам в общей могиле с другими умершими, не может являться препятствием для перезахоронения умершего гражданина его родственниками в отдельную могилу.
Федеральный Закон «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от12.01. 1996 г.
Определяет, что ( п.2 ст.25) «Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.»
Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих вопросах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
п. п. 23 п. 1 ст. 16 к вопросам местного значения городского округа относит организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
То есть из совокупности данных статей можно сделать вывод, что организация похоронного дела, в том числе и порядок проведения перезахоронения должен определяться органом местного самоуправления с учетом действующих норм, в том числе санитарных.
Санитарными нормами СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» уточнены критерии для захоронения лиц с инфекционными заболеваниями неясной этиологии:
3.8. Для возможности захоронения на территории Российской Федерации тел умерших, доставленных из других государств, необходимо представить документ, подтверждающий отсутствие у умершего особо опасных инфекционных заболеваний и заболеваний неясной этиологии.
3.9. В целях предотвращения распространения особо опасных инфекционных заболеваний трупы инфицированных возбудителями особо опасных инфекций и инфекций неясной этиологии (умерших в лечебных организациях или поступивших в патолого-анатомические отделения для вскрытия), а также патолого-анатомические, операционные отходы, инфицированные возбудителями особо опасных инфекций и инфекций неясной этиологии, направляются на погребение в оцинкованных герметически запаянных гробах непосредственно из патолого-анатомического отделения.
3.10. При направлении на погребение трупа, умершего от особо опасных инфекционных заболеваний или от инфекции неясной этиологии, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, необходимо получить разрешение органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Эти же критерии, вероятно, можно применять и для перезахоронения умерших, в том числе умерших от COVID-19.
То есть из вышеназванных норм следует, что решение о перезахоронении должен выдавать орган местного самоуправления с учетом разрешения органов Роспотребнадзора.
В частности, пункт 2.22 «Правил работы кладбищ и крематориев, порядка их содержания», являющихся Приложением 2 к постановлению Правительства № 260-ПП «О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве», регламентирует порядок эксгумации останков погребенного лишь с целью их перезахоронения. В этом случае требуется обращение лица, ответственного за захоронение, при получении положительного решения администрации кладбища с учетом требований санитарных правил и норм на основании заключения Управления Роспотребнадзора по городу Москве и других государственных органов в установленном законодательством.
Полагаем, и в других регионах органы местного самоуправления будут внедрять механизм внесудебного урегулирования вопросов перезахоронения умерших от COVID-19 и погребенных не в соответствии с волеизъявлением.
При этом также необходимо учитывать и тот факт, что согласно ст.11 ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления имеют достаточно широкий круг полномочий для принятия решений в соответствии с эпидемиологической обстановкой, а именно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) устанавливают местный уровень реагирования;
о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
Как будут развиваться события – покажет время, но тем не менее, у родственников всегда есть право обратиться за судебной защитой, а нам необходимо следить за развитием новой ветви судебной практики, если все же таковая будет иметь место