Вызвать агента
8 (499) 412-00-00
История и правила захоронения в саване

Ритуальным предметам одежды всегда придавали особое значение. Похоронные покрывала в традициях разных религий отличались материей, размерами, цветом и назначением. Символизм савана сохранился до сегодняшнего дня, хотя традиция слегка видоизменилась.

История применения савана

Отрез материи, в который заворачивают покойника, считается погребальным покрывалом. Материю идеально белого цвета изготавливали в арабском городе Сабана. От его названия и произошло слово «саван». Сшитую материю применяли в разных целях, но при изготовлении ритуального покрывала она была наиболее востребована.

В разных частях света археологи находили древние могилы с телами, завернутыми в самые простые одеяния – саваны. Они никак не украшались, поскольку выполняли сугубо практическую роль – накрыть тело покойника.

Саваны изготавливали именно из той ткани, для которой в конкретной местности было налажено производство:

  • лен – в странах Европы,
  • хлопок и шелк – в Азии,
  • крапива – в Дании и Австрии (здесь такая материя была доступна лишь богачам),
  • шерсть – в средневековой Англии.

Когда в стране стала развиваться торговля, на британских рынках появился доступный хлопок. Этот фактор отрицательно сказался на бизнесе овцеводов. Правительство страны решило поддержать экономику, и появился закон об изготовлении саванов только из шерсти.

Основные религиозные конфессии по-разному определяют значение и используют саваны:

  1. Христиане накрывают покойного саваном и молятся о защите его души. Материю, из которой сшито покрывало, не используется в других целях.
  2. Мусульманский саван – кафян, покрывающий тело после омовения. Выбор ткани соответствует социальному статусу покойного. Вместо него разрешается одеть покойного в светскую одежду любого оттенка.

Цвет погребального покрывала четко определен. Христиане выбирают белый, а исламисты используют все цвета, кроме желтых оттенков и черного. Причем саван изготавливают только родственники или соседи мусульманина. В Коране пророк поощряет добрые отношения с окружающими. Широким отрезом можно полностью укутать тело тремя слоями. Правда, кредиторы покойного с небольшим прижизненным доходом могут потребовать, чтобы он должен быть завернут в один отрез.

Правила укрытия тела тканью

Тело покрывают тканью после того, как уложат в гроб. Порядок действий зависит от пола покойного:

  • Мужчину одевают в длинную ритуальную рубашку, кладут на саван, берут ткань со стороны головы и полностью укрывают тело. То же повторяют с ногами.
  • Женщину одевают в длинную белую сорочку, волосы заплетают в косы, надевают платок длиной до шеи. Широкое полотно раскладывают на столе или на полу, укладывают тело, а сверху накрывают вторым отрезом ткани. Нижним отрезом укутывают тело так, чтобы скрыть голову, руки и ноги.
  • Для ребенка младше 7 семи используется не материя, а полотенца. Детей постарше одевают в рубаху и заворачивают в стандартный саван, соответствующий размеру тела.

Одетое в саван тело перевязывают специальными веревками, соблюдая правило конца, направленного в сторону ног. Покрывало нужно завязывать для того, чтобы не допустить при транспортировке разворачивания тела. При опускании гроба в землю все веревки развязывают.

Православные христиане и католики не разделяют погребальные одеяния на мужские и женские саваны. В мусульманской культурной традиции тело совершенно по-разному заворачивают в белое покрывало, в зависимости от пола и возраста покойника.

Мусульмане столетиями разрабатывали порядок оборачивания покойника саваном. Многочисленные традиционные правила очень строго соблюдаются. Отрез ткани берется с запасом по размеру. После окончания перевязки тело не должно оголяться, поэтому разработан целый алгоритм по его оборачиванию саваном. Например, нижняя часть покрывала в области ног обязательно связывается, а конец ткани направляется по направлению к нижним конечностям.

Родственникам умершего любой конфессии хочется сделать всё возможное для его благополучной загробной жизни и проявления уважения. Мусульманам разрешено подготовить кафян еще при жизни. Это убережет родню от поисков и приготовлений в последнюю минуту.