Вызвать агента
8 (499) 412-00-00
Как в Красноярском крае предали Родину

Сохранение мест захоронений — это не просто обязанность. Это святой долг всех нас перед нашими предками, а значит и перед нашей Родиной.
Но у администрации Северо-Енисейского районе Красноярского края, похоже, родина в другом месте..

Боль безымянных могил. История из Красноярска


Несколько месяцев назад в Северо-Енисейском районе Красноярского края предприниматель и общественница Анастасия Капустинская создала сайт чтобыпомнить.рф. На ресурсе пользователи, введя данные (ФИО и название поселка, где был захоронен человек), могут в режиме онлайн увидеть фотографии захоронений, а также обратиться за помощью в розыске мест захоронения и заказать облагораживание могил. Сайт работает в поселках вышеуказанного района: Брянке, Вангаше, Тее, Новой Калами и Северо-Енисейском.

Проект «Чтобы помнили», в рамках которого создан и действует сайт, занял II место на Всероссийском конкурсе «Молодой предприниматель-2014» в номинации «Социально-ответственный бизнес».

  На сайте есть информация о краевом историко-патриотическом конкурсе «Чтобы помнили», который объявила краевая молодёжная организация «Зелёный кошелёк» в ноябре 2016 года. Цель конкурса – дать бой масштабному  историческому беспамятству. Жителям края предложено принять участие в пополнении фотоархива сайта чтобыпомнить.рф для создания краевого виртуального кладбища. Одно из самых главных задач конкурса – восстановить таблички  с именами умерших на безымянных могилах, заняться  планомерным благоустройством  погостов в городах и посёлках края. Возможно, что конкурс станет катализатором для сотрудничества общественности и власти на местах для решения большой и важной проблемы – достойного сохранения памяти о предках.
«За рубежом опыт поиска захоронений через специальные сайты в Интернете довольно распространен. Известны подобные сайты в Великобритании, Италии, Австрии и многих других. В нашей стране таких проектов совсем немного, в Красноярском крае такой сайт единственный, – говорит Президент НКО «Верум» Владимир Горелов. – Поэтому я искренне поддерживаю инициативу Анастасии Капустинской и ее проект «Чтобы помнить». Со своей стороны, мы, как организация, оказываем поддержку проекту. Его социальная и общественная значимость высока. О таких начинаниях надо широко информировать общество, чтобы подобных гражданских движений в нашей стране как можно больше. Это говорит о сознательном, чутком и грамотном отношении граждан к своей истории, существенно повышает нашу культуру отношений к захоронениям. Общественную значимость работы таких инициатив невозможно переоценить также и в связи с большим числом безымянных и неопознанных могил бывшей системы ГУЛага. Это большая и серьезная работа, которой еще пока мало кто занимается».

  Работа сайта чтобыпомнить.рф стартовала в рамках историко-патриотического проекта «Чтобы помнили» КРОМЭО «Зелёный кошелёк», который также инициировала и реализует с 2011 года и по сей день Анастасия Капустинская.
Тогда благодаря грантовой поддержке благотворительной программы «Грантовый конкурс Полюс Золото – CAF» удалось провести несколько субботников по очистке от мусора Северо-Енисейского кладбища и восстановить 50 табличек. В этих мероприятиях участвовали не только жители райцентра, но и трудовой отряд старшеклассников.  О результатах  проекта рассказали в районной газете и на местном телевидении.

К сожалению, в 2012 года районная власть на заключительном этапе конкурса неожиданно для всех «зарубила» проект «Чтобы помнили», хотя он и прошёл отборочный тур. Основанием послужило то, что автор проекта занимается похоронным бизнесом. С тех пор Анастасия Капустинская на собственные деньги по возможности помогает малоимущим гражданам изготавливать памятные таблички. Ведь для умершего это главный документ, позволяющий сохранить память о нём. Но когда человека хоронят за казённый счет, о сохранении памяти не слишком беспокоятся.
К примеру, «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района», занимающееся захоронением «безродных», делает таблички из ДВП, на которых обычным карандашом написаны данные похороненного.   Через год или раньше от этой надписи не остается и следа, из-за сурового климата Крайнего Севера. Предложение Анастасии Капустинской получить от неё бесплатно новые таблички за все эти пять лет ни разу не было принято. Сейчас активисты проекта «Чтобы помнили» самостоятельно меняют таблички из ДВП на нормальные. И это – также их небольшой вклад в борьбе с беспамятством…

На  энтузиазме и за свои средства пять лет Анастасия вела трудоёмкую и маштабную работу по фотосъемке погостов района. Теперь реальная картина состояния захоронений  в Северо-Енисейском районе, где добывается  почти 50 тонн золота в год,  документально отражена на сайте чтобыпомнить.рф.

  Картина неутешительная: каждое 10-е захоронение – безымянное, огромное количество заброшенных могил. Усугубляет эту проблему отсутствие в районе реестров захоронений, которые сейчас либо не ведутся, либо ведутся кое-как. Да и санитарное состояние кладбищ, особенно в самом райцентре, вызывает много вопросов. Понятно, что следить за захоронением должны близкие, но если они переехали или их уже нет? Тогда с кого спрос? Из-за нарушений правил погребения, особенно это касается могил ссыльных, на кладбищах района нередко находятся человеческие останки – черепа, кости. Их, увы, далеко не всегда снова предают земле. Достучаться до ответственных сотрудников Североенисейской администрации у жителей не всегда получается.

По закону №131-ФЗ, вопрос содержания межпоселенческих мест захороненний и организация ритуальных услуг относятся к вопросам местного значения, а значит, это ответственность муниципалитета, как и вопрос создания специализированной службы, занимающейся погребением. Но эту службу в районе за всю его 85-летнюю историю власти так и не создали.

  Кроме того, власти объявили настоящую войну индивидуальному предпринимателю Анастасии Капустинской, которая в августе 2016 года открыла единственный за всю историю района зал прощания в посёлке Северо-Енисейском. Впервые в районе появился небольшое, в 17 квадратных метров помещение, где люди могут достойно проститься с покойными. Ранее жителям района приходилось проводить прощания на улице – в дождь, снег и холод, а это типичная погода для региона Крайнего Севера. Помещения маленькой местной церкви также не позволяют проводить прощания.
Небольшое помещение, в котором, кроме отдела по продаже ритуальных товаров, есть зал прощания, Анастасия Капустинская построила на собственные средства, часть из которых  — до сих пор не погашенные кредиты.
И вот эту постройку, в 60 квадратных метров возле кладбища, практически сразу после открытия администрация предложила… снести и снова участвовать в аукционе. Обвинить чиновников, что они действуют не в правом поле – нельзя. В 2014 году в Российской Федерации был принят новый Земельный кодекс, и его статья 39.8 отменила приоритетное право на продление аренды земельных участков.

  Как говорит сама Анастасия Капустинская, она хочет, чтобы администрация района могла сказать, что в районе есть зал прощания, есть сайт чтобыпомнить.рф. «Мы чтим память каждого жившего здесь человека, потому что каждый человек этого достоин».

  Малому бизнесу в районе непросто живется. Чтобы подключить электричество к залу прощания потребовалось целых восемь месяцев на получения разрешения. Но зато отключили его, когда закончился официальный срок аренды, через два дня! Анастасия Капустинская в отчаянии: «Ну как не заплакать и не опустить руки? Как смириться, что ты ничего не сможешь сделать и не сможешь не по каким законам доказать, что ты не виноват в сложившейся ситуации?»
В сентябре 2016 года помочь Анастасии взялся депутат Законодательного собрания Красноярского края Артем Черных, направив  письмо  Главе Северо-Енисейского района Ишмурату Гайнутдинову. В письме предлагалось признать зал прощания объектом местного значения, что позволило бы не проводить торги и продлить аренду 100 кв. метров земли. На это предложение было также отвечено отказом. Горькая ирония заключается в том, что в Северо-Енисейском районе на одного жителя приходится около 3,5 кв. километров территории, и 100 кв. метров для местной власти, несомненно, представляют большую ценность.

  К главе района обращались и депутаты Государственной думы. Но и на их просьбы помочь молодой предпринимательнице администрация не отреагировала. Анастасии Капустинской было выдано предписание освободить участок от строения в кратчайшие сроки.

  Но очень бы хотелось, чтобы власти пошли на уступки, учитывая ситуацию, что речь идет о единственном в районе зале прощания. Участвовать в торгах для индивидуального предпринимателя в этом случае – дело непосильное по затратам. И в таком случае «Зал прощания» подпадает под снос. Люди по-прежнему будут проводить прощания в условиях, не пригодных для достойного поминовения усопших. А как переживёт Анастасия потерю дела, в которое вложено огромное количество времени, сил, души и средств чиновников из Североенисейской администрации, никого не интересует.

  29 декабря 2016 г. Анастасия похоронила отца, умершего от острой коронарной недостаточности. Дочь уверена, что ранний уход спровоцировал   и стресс, в котором находилась и находится её семья.
«Совершенно случайно увидела сайт виртуального кладбища в Красноярском крае, — пишет режиссер ВГТРК Иркутска Ирина Бухалова. –Сначала было неожиданно, ведь смотреть на фотографии могил – занятие безрадостное. Но потом подумала, что в наше время, так сказать, большого технического прогресса можно и так кладбища обозначать. Для родственников умерших это важно. Особенно если информация о захоронении утеряна. Конечно, всё зависит от человека. Я имею в виду память. Хочет он помнить что-то об ушедших в мир иной, или нет. Но уповая на добросердечие каждого уверена, такое великое дело подвигнет многих людей в разных регионах более трепетно отнестись к своему прошлому.  Навещайте могилы, господа хорошие. Помните? Наши мертвые, как часовые».
О проекте «Чтобы помнили» писал «Северо-Енисейский вестник», статьи в поддержку были опубликованы в «Красноярском рабочем», «Российской газете» и нижегородской «Березине».

  Сейчас проект «Чтобы помнили» стремится поднять тему восстановления могил лагерей НКВД – тема, насущная для Сибири и Крайнего Севера. Количество безымянных могил растет, особенно велико их число в связи с постепенным исчезновением деревень. Погосты остаются заброшенными, и кроме гражданских инициатив, пока нет никаких других способов повлиять на улучшение ситуации. Неужели и эта инициатива будет продвигаться с трудом? Участники проекта не опускают руки. Ведь у них есть и большая мечта – чтобы их гражданская инициатива была подхвачена в других регионах России. Ради памяти, ради истории, ради человечности.
 

Пресс-служба НКО ОО «Верум»
+7 (495) 748-15-55, доб. 508
asel.o@verum-help.ru
pressa@verum-help.ru
www.verum-help.ru